Мы используем cookie файлы.
Пользуясь сайтом, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфиденциальности.

Номер договора
14.B25.31.0009
Период реализации проекта
2013-2017

По данным на 01.11.2022

2
Количество специалистов
504
научных публикаций
Общая информация

Ученые лаборатории исследуют проблемы формирования и трансформации идентичностей и социальной адаптации человека в условиях модернизации и глобальных социальных потрясений в контексте мировых процессов. Данные исследования являются интердисциплинарными: для исследований привлечены специалисты как в области антропологии, так и истории, социологии и ряда иных обществоведческих и гуманитарных дисциплин.

Название проекта: Человек в меняющемся мире. Проблемы идентичности и социальной адаптации в истории и современности

Цели и задачи

Направления исследований: Социально-антропологическое исследование форм и идентификационных стратегий и практик у кризисных, профессиональных, малых и иных групп; проблемы формирования, сохранения и использования цифрового историко-культурного наследия

Цель проекта: Комплексное междисциплинарное исследование идентификационных стратегий, адаптационных практик и способов конструирования идентичностей (наднациональной (европейской), национальной/общегражданской, национальной/этнической, региональной, конфессиональной, профессиональной) в пространстве публичной политики и повседневности в России и в мире, осуществляемое на стыке социальной антропологии, социальной археологии, истории, социологии и современных цифровых технологий

Практическое значение исследования
Научные результаты:

  • Проведено исследование миграционной политики. Были выявлены следующие особенности: вовлеченность неправительственных организаций в проблемы регулирования миграции; социально-политическая активность таджикских иммигрантских сообществ в России, странах ЕС и США; наличие проблем во взаимоотношениях между «традиционным» и «радикальным» исламом; формирование стереотипного, преимущественно негативного образа трудового мигранта в СМИ.
  • Выявлены базовые модели культурного сопротивления у индигенных групп, во всех известных случаях – с апелляцией к «колониальному языку» для защиты собственных интересов и адаптацией представлений как о социальной стратификации, так и о сакральной картине мира к доминирующим представлениям государственно-капиталистической идеологии. Анализ форм и практик культурной идентификации в шаманской системе мировоззрения позволил: а) представить содержательную доказательную базу наличия «шаманских» черт в ритуалах почитания огня у индоевропейцев; б) выявить прямые аналогии между деятельностью проводников языческой религии у индоевропейцев и практиками.
  • Проведен анализ процессов становления и развития российского национального дискурса в имперской России, который показал, что в 1850–1860-е гг. «польская проблема» была доминирующей. В конце 1860-х гг. национальный дискурс выделился как самостоятельный, малорусский вопрос (до этого малорусы рассматривались только как объект борьбы с полонизмом). Исследованы феномены общественного сознания населения Сибири на уровне отдельных «малых» социальных групп и слоев населения. Это позволило уточнить и расширить представление об идейных основах региональной идентичности, динамике процесса ее конструирования, «всплесках» и «откатах» «сибирства» в переломный для истории страны период конца XIX – начала XX в.
  • Создан мультимедийный контент для виртуальных и реальных экспозиций, реализованный на материалах Музея археологии и этнографии Сибири имени В. М. Флоринского, Государственного Эрмитажа, Национального музея имени Алдан-Маадыр Республики Тыва, а также в Музейно-выставочном центре имени И. С. Шемановского.

Внедрение результатов исследования:

Полученные трехмерные модели археологических объектов и цифровые архивы раскопок могут стать основой интерактивных мультимедийных выставок, виртуальных музеев, включаться в проекты, использующие технологию дополненной реальности и аддитивные технологии. Например, созданный в ходе реализации проекта научно-популярный 3D-фильм «Духи Чинге-Тэя» уже активно используется в учебном процессе.

Образование и подготовка кадров:

  • Внедрено в образовательный процесс: 1 бакалаврская и 2 магистерские программы по направлению подготовки «Антропология и этнология», а также около 50 учебных курсов.
  • Защиты: 8 докторских диссертаций, 17 кандидатских диссертаций.
  • Организованы 4 летние школы, посвященные миграции и этнизации городского пространства, а также социально-политическим исследованиям науки и технологий.

Организационные и инфраструктурные преобразования:

  • В 2015 лицензировано направление подготовки «Антропология и этнология» (бакалавриат и магистратура).
  • В 2017 г. приказом ректора создана кафедра антропологии и этнологии, что являлось одной из приоритетных задач проекта.
  • Реализуются 2 магистерские программы: «Социальная антропология», а с 2017 г. – «Миграционные исследования».

Сотрудничество:

  • МГИМО (Россия), Иркутский государственный университет (Россия), МГУ имени М. В. Ломоносова (Россия), Европейский университет в Санкт-Петербурге (Россия): совместные научные исследования, мероприятия, проекты.
  • Восточно-Казахстанский государственный университет (Казахстан), Евразийский национальный университет (Казахстан), Американский университет в Центральной Азии (Кыргызстан): совместные магистерские программы.
Скрыть Показать полностью
/
Человек в меняющемся мире. Проблемы идентичности и социальной адаптации в истории и современности: Сб. науч. ст. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2015. 296 с.
Funk D.A., Nam I.V.
Contemporary transformations of ethnology/anthropology in Russia: an invitation to further discussion // Folklore. 2017. № 4. P. 226–237.
Нам Е.В.
Космология и практика сибирского шаманизма / науч. ред. Д. А. Функ. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2017. 296 с.
Nevskaya I.A., Tybykova L.N., Vavulin M.V., Zaytseva O.V., Vodyasov E.V.
3D documentation of Old Turkic Altai runiform inscriptions and revised readings of the inscriptions Tuekta-V and Bichiktu-Boom-III // Turkic Languages. 2018. Vol. 22, № 2. P. 194-216.
Брязгина Д.Е., Джанызакова С.Д., Нам И.В., Садырин А.А., Сметанин Ф.А.
Трудовые мигранты из Центральной Азии в сибирском городе: инфраструктура, занятость, повседневность, досуг // Демографическое обозрение. 2019. Т. 6, № 4. С. 31-52. URL: https://demreview.hse.ru/issue/view/841/DemRev_6_4_2019.
Deriglazova L.V., Makinen S.
Still Looking for a Partnership? EU-Russia Cooperation in the Field of Higher Education // Journal of Contemporary European Studies. 2019. Vol. 27, № 2. P. 184-195.
Kluczewska K.
Knowledge Production at IOM: Looking for Local Knowledge in Tajikistan // International Organization for Migration (IOM). The New 'UN Migration Agency'. New York: Palgrave Macmillan, 2020. P. 173-193.
Schenk C.
The Migrant Other: Exclusion without Nationalism? // Nationalities Papers. 2021. Vol. 49. P. 1-12.
Дятлов В.И., Нам И.В.
Национально-культурные организации в этнической и мигрантской инфраструктуре сибирского города (на примере Томска и Иркутска) // Идеи и идеалы. 2021. Т. 13, № 1, ч. 2. С. 283-304.
Сметанин Ф.А.
Религиозные лидеры как акторы производства исламских пространств Томска // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2022. № 2 (57). С. 180‒190.
Медиа
Вторник , 03.12.2019
Другие лаборатории и ученые
Лаборатория, принимающая организация
Область наук
Город
Приглашенный ученый
Период реализации проекта
Историко-археологическая лаборатория по комплексному изучению Византийского Причерноморья

Севастопольский государственный университет - (СевГУ)

История и археология

Севастополь

Карпов Сергей Павлович

Россия

2022-2024

Лаборатория «Византийский Крым»

Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского - (КФУ им. В. И. Вернадского)

История и археология

Симферополь

Казанский Михаил Михайлович

Франция

2022-2024

Лаборатория архитектурной археологии и междисциплинарного изучения архитектурных памятников

Институт археологии РАН - (ИА РАН)

История и археология

Москва

Джиумлиа-Маир Алессандра

Швейцария, Италия

2021-2023