Мы используем cookie файлы.
Пользуясь сайтом, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфиденциальности.

Штыров Юрий Юрьевич Россия, Великобритания
Номер договора
14.W03.31.0010
Период реализации проекта
2017-2021

По данным на 01.11.2022

12
Количество специалистов
33
научных публикаций
2
Объектов интеллектуальной собственности
Общая информация

Лаборатория поведенческой нейродинамики проводит исследования в области когнитивной нейробиологии процессов научения и восприятия языка. Проект направлен на реализацию масштабной исследовательской программы, а также на создание в СПбГУ современного высокотехнологичного исследовательского центра, позволяющего осуществлять всестороннее изучение речевой функции человека.

Название проекта: Когнитивная нейробиология процессов научения и восприятия языка

Цели и задачи
Направление исследований: психология

Цель проекта: Проведение серии комплексных экспериментальных исследований, в которых используется сочетание методов современной нейронауки для изучения мозгового субстрата овладения языком в реальном времени и неинвазивной регистрации нейропластических изменений в коре головного мозга человека в процессе речевого научения и восприятия

Практическое значение исследования

Научные результаты:

  • Разработаны кросс-дисциплинарные экспериментальные парадигмы для поведенческого и нейрофизиологического изучения механизмов, ответственных за освоение новых слов и формирование кортикальных репрезентаций нового языкового материала;
  • Проведены электрофизиологические эксперименты, показавшие существование двух равно эффективных на поведенческом, но различающихся на нейробиологическом уровне типов усвоения языковой информации – имплицитного и эксплицитного, а также описаны различия в подлежащих им мозговых механизмах;
  • Проведены экспериментальные работы по изучению нейрофизиологических процессов, лежащих в основе усвоения абстрактной и конкретной речевой информации;
  • Описаны особенности мозговых механизмов, отвечающих за моментальное речевое научение у детей дошкольного возраста;
  • Разработаны методы малоинвазивного стимуляционного воздействия на мозг для модификации (ускорения или замедления) процессов усвоения языкового материала;
  • Ведется дальнейшая проработка методов оптимизации процессов научения при помощи малоинвазивной нейростимуляции.

Внедрение результатов исследования:


Разработаны экспериментальные парадигмы, направленные на изучение процессов, лежащих в основе усвоения абстрактной и конкретной речевой информации, а также на изучение имплицитного и эксплицитного способов речевого научения.

Создан тематический выпуск «Brain-Behavior Interfaces in Linguistic Communication» международного рецензируемого научного журнала Frontiers in Human Neuroscience (Импакт-фактор(WOS)=3.964, Q2).

Запатентована программа для ЭВМ «Программный комплекс для анализа параметров престимульной активности в записях ЭЭГ и последующего сравнения этих параметров с постстимульной активностью» (PREPOST) (№ свидетельства 2019661690, Дата регистрации: 05.09.2019). Благовещенский Е.Д., Штыров Ю.Ю., Перикова Е.И., Щербакова О.В., Кирсанов А.С.

Опубликована монография сотрудников лаборатории «От слова - к репрезентации: нейрокогнитивные основы вербального научения» под ред. О.В. Щербаковой (eLIBRARY ID: 48731579). 

Образование и переподготовка кадров:

Ведется проработка методов для оптимизации процессов научения при помощи неинвазивной нейростимуляции.

Разработаны и включены в компетентностно-ориентированные учебные планы СПбГУ курсы «Когнитивная нейробиология языка и речи» (Cognitive Neurobiology of Language and Speech), «Нейронауки в применении к человеку» (Human Neuroscience).

За время реализации проекта членами научного коллектива под руководством старших коллег были подготовлены и защищены:

  • 2 диплома бакалавра;
  • 5 дипломов магистратуры;
  • 1 диплом об окончании аспирантуры.

Пять членов научного коллектива поступили в аспирантуру и занимаются подготовкой кандидатских диссертаций на базе созданной инфраструктуры лаборатории под руководством старших коллег.

Организационные и инфраструктурные преобразования:

Впервые в рамках СПбГУ создана современная инфраструктура, сочетающая в себе возможности для мультимодальных неинвазивных экспериментов, нацеленных на изучение работы мозга человека. Она включает в себя возможность записи многоканальной ЭЭГ высокой плотности в условиях электромагнитной и акустической изоляции, применение нейростимуляционных методов транскраниальной электрической и магнитной стимуляции, сбор поведенческих данных, запись видеоокулографии, сочетание этих методик, а также современное аппаратно-программное обеспечение для анализа данных разного типа. Настоящая инфраструктура доступна для использования сотрудниками различных кафедр и факультетов университета и других сотрудничающих организаций.

Сотрудничество:

НИУ Высшая школа экономики (Россия), образовательный центр «Сириус» (Россия): стажировки сотрудников, обмен опытом, внедрение исследований с использованием нового оборудования в Лаборатории поведенческой нейродинамики.

Национальный медицинский исследовательский центр им. В. А. Алмазова (Россия): совместные исследования.

Университет Хельсинки (Финляндия), Кембриджский университет (Великобритания), Лундский университет (Швеция), Орхусский университет (Дания), Университет Ювяскюля (Финляндия), Новый Болгарский Университет (Болгария), Калифорнийский университет в Сан-Франциско (США), Нортумбрийский университет (Великобритания): совместные исследования, подготовка публикации.

Скрыть Показать полностью
Под общ. ред. О.В. Щербаковой.
От слова - к репрезентации: нейрокогнитивные основы вербального научения. Под общ. ред. О.В. Щербаковой. – СПб.: ООО "Скифия-принт", 2022. – 358 с. Word to representation: neurocognitive underpinnings of verbal learning. Shcherbakova O. (Eds.) St Petersburg: Skifia-print, 2022. – 358 p.
Shtyrov Y., Filippova M., Perikova E., Kirsanov A., Shcherbakova O., Blagovechtchenski E.
Explicit encoding vs. fast mapping of novel spoken words: Electrophysiological and behavioural evidence of diverging mechanisms. Neuropsychologia. 2022, 108268. DOI: 10.1016/j.neuropsychologia.2022.108268 2022
Gnedykh D., Tsvetova D., Mkrtychian N., Blagovechtchenski E., Kostromina S., Shtyrov Y.
Broca’s area involvement in abstract and concrete word acquisition: tDCS evidence // Neurobiology of Learning and Memory. 2022, 192, 107622. DOI: 10.1016/j.nlm.2022.107622
Janyan A., Shtyrov Y., Andriushchenko E., Blinova E., Shcherbakova O.
Look and ye shall hear: Selective auditory attention modulates the audiovisual correspondence effect // i-Perception. 2022, 13(3), 1–10. DOI: 10.1177/20416695221095884 2022
Perikova E., Blagovechtchenski E., Filippova M., Shcherbakova O., Kirsanov A., Shtyrov Y.
Anodal tDCS over Broca’s area improves fast mapping and explicit encoding of novel vocabulary // Neuropsychologia. 2022, 168 (108156). DOI: 10.1016/j.neuropsychologia.2022.108156
Shtyrov Y., Filippova M., Blagovechtchenski E., Kirsanov A., Nikiforova E., Shcherbakova O.
Electrophysiological evidence of dissociation between explicit encoding and fast mapping of novel spoken words // Frontiers in Psychology. 2021, 12(571673). DOI: 10.3389/fpsyg.2021.571673
Kurmakaeva D., Blagovechtchenski E., Gnedykh Daria., Mkrtychian N., Kostromina S., Shtyrov Y.
Acquisition of concrete and abstract words is modulated by tDCS of Wernicke’s area // Scientific Reports. 2021, 11, № 1508. DOI: 10.1038/s41598-020-79967-8
Blagovechtchenski E., Gnedykh D., Kurmakaeva D., Mkrtychian N., Kostromina S., Shtyrov Y.
Transcranial Direct Current Stimulation (tDCS) of Wernicke’s and Broca’s Areas in Studies of Language Learning and Word Acquisition // Journal of visualized experiments, 2019, ISSUE 149. DOI: 10.3791/59159.
Mkrtychian N., Blagovechtchenski E., Kurmakaeva D., Gnedykh D., Kostromina S. and Shtyrov Y.
Concrete vs. abstract semantics: From mental representations to functional brain mapping // Frontiers in human neuroscience. 2019, Vol.13(267). DOI: 10.3389/fnhum.2019.00267
Vasilyeva M.J., Knyazeva V.M., Aleksandrov A.A., Shtyrov Y.Y.
Neurophysiological correlates of fast mapping of novel words in the adult brain // Frontiers in human neuroscience. 2019, Vol.13(304). DOI: 10.3389/fnhum.2019.00304.
Медиа
Вторник , 03.12.2019
Другие лаборатории и ученые
Лаборатория, принимающая организация
Область наук
Город
Приглашенный ученый
Период реализации проекта
Лаборатория исследований тактильной коммуникации

Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина - (Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина)

Психология

Москва

Макглоун Френсис Филип

Великобритания

2022-2024

Международная лаборатория социальной нейробиологии

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» - (ВШЭ)

Психология

Москва

Яскелайнен Ииро

Финляндия

2019-2023

Лаборатория экономического поведения

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации - (ИГСУ РАНХиГС)

Психология

Саратов

Азар Офер

Израиль

Неверов Александр Николаевич

Россия

2018-2020