Направления исследований: Психология и педагогика
Цель проекта:
Создание в России лаборатории мирового уровня, посвященной исследованиям психологических, биологических и культурных аспектов тактильного восприятия и тактильной коммуникации, а также проведение фундаментальных и трансляционных исследований, направленных на изучение влияния социальных тактильных контактов на психоэмоциональное и социальное развитие человека.
Задачи проекта:
- Первая группа задач, решаемых в ходе проекта, посвящена исследованию биологических, социальных, культурных и языковых факторов, влияющих на эмоциональные аспекты тактильного восприятия и на отношение к социальным тактильным контактам.
1.1. Биологические и социальные механизмы, определяющие эмоциональные аспекты тактильного восприятия.
1.1.1. Роль миелинизированных и немиелинизированных механочувствительных афферентов в формировании различных тактильных ощущений и эмоциональном аспекте восприятия прикосновений: психофизические, электрофизиологические и нейрометаболические исследования.
1.1.2. Исследование возрастных особенностей тактильного восприятия и отношения к прикосновениям.
1.2. Прикосновения в коммуникации: культурологический, лингвистический и семиотический анализ.
1.2.1. Особенности использования тактильных жестов в русскоязычной культуре: корпусные и экспериментальные исследования.
1.2.2. Кросс-культурное исследование семиотической природы тактильных жестов: определение культурно-специфической и инвариантной составляющей семантики.
1.3. Биологические и социальные причины тактильной дефензивности и негативного отношения к социальным тактильным контактам.
1.3.1. Психофизические, электрофизиологические и нейрометаболические исследования книсмесиса.
1.3.2. Социально-психологические факторы, генетические факторы и особенности развития, способствующие возникновению тактильной дефензивности.
- Вторая группа задач посвящена трансляционным исследованиям по разработке научно обоснованных реабилитационных подходов, использующих тактильное воздействие, и оценке эффективности этих подходов в снижении рисков нарушений развития, психоэмоциональных и неврологических нарушений у детей раннего возраста.
2. Роль тактильных контактов в развитии ребенка.
2.1. Разработка реабилитационных методик, основанных на тактильном контакте, учитывающих возможную тактильную дефензивность, индивидуальные особенности восприятия и привычные культурные паттерны социального взаимодействия.
2.2. Проспективное рандомизованное многоцентровое исследование: оценка влияния семейного массажа на психоэмоциональное развитие, неврологический и эпигенетический статус детей в возрасте 0-3 года из групп повышенного риска неврологических нарушений и нарушений развития (дети с преждевременными родами, родовой травмой, дети, имеющие близких родственников с расстройством аутистического спектра (РАС)).
Лаборатория, принимающая организация
|
Область наук
|
Город
|
Приглашенный ученый
|
Период реализации проекта
|
---|---|---|---|---|
Международная лаборатория социальной нейробиологии
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» - (ВШЭ) |
Психология |
Москва |
Яскелайнен Ииро
Финляндия |
2019-2023 |
Лаборатория экономического поведения
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации - (ИГСУ РАНХиГС) |
Психология |
Саратов |
Азар Офер
Израиль Неверов Александр НиколаевичРоссия |
2018-2020 |
Лаборатория поведенческой нейродинамики
Санкт-Петербургский государственный университет - (СПбГУ) |
Психология |
Санкт-Петербург |
Штыров Юрий Юрьевич
Россия, Великобритания |
2017-2021 |