Мы используем cookie файлы.
Пользуясь сайтом, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфиденциальности.

Номер договора
075-15-2022-1139
Период реализации проекта
2022-2024
Приглашенный ученый
с февраля 2023 Храмов Александр Евгеньевич Россия
2022 - 2023 Макглоун Френсис Филип Великобритания
44
Количество специалистов
5
научных публикаций
3
Объектов интеллектуальной собственности
Общая информация
Название проекта:
Тактильная дефензивность и способы ее преодоления: влияние тактильных контактов на психоэмоциональное и социальное развитие человека

Направления исследований: Психология и педагогика

Цели и задачи

Цель проекта:

Создание в России лаборатории мирового уровня, посвященной исследованиям психологических, биологических и культурных аспектов тактильного восприятия и тактильной коммуникации, а также проведение фундаментальных и трансляционных исследований, направленных на изучение влияния социальных тактильных контактов на психоэмоциональное и социальное развитие человека.

Задачи проекта:

  • Первая группа задач, решаемых в ходе проекта, посвящена исследованию биологических, социальных, культурных и языковых факторов, влияющих на эмоциональные аспекты тактильного восприятия и на отношение к социальным тактильным контактам.

1.1. Биологические и социальные механизмы, определяющие эмоциональные аспекты тактильного восприятия.

1.1.1. Роль миелинизированных и немиелинизированных механочувствительных афферентов в формировании различных тактильных ощущений и эмоциональном аспекте восприятия прикосновений: психофизические, электрофизиологические и нейрометаболические исследования.
1.1.2. Исследование возрастных особенностей тактильного восприятия и отношения к прикосновениям.

1.2. Прикосновения в коммуникации: культурологический, лингвистический и семиотический анализ.

1.2.1. Особенности использования тактильных жестов в русскоязычной культуре: корпусные и экспериментальные исследования.
1.2.2. Кросс-культурное исследование семиотической природы тактильных жестов: определение культурно-специфической и инвариантной составляющей семантики.

1.3. Биологические и социальные причины тактильной дефензивности и негативного отношения к социальным тактильным контактам.

1.3.1. Психофизические, электрофизиологические и нейрометаболические исследования книсмесиса.
1.3.2. Социально-психологические факторы, генетические факторы и особенности развития, способствующие возникновению тактильной дефензивности.

  • Вторая группа задач посвящена трансляционным исследованиям по разработке научно обоснованных реабилитационных подходов, использующих тактильное воздействие, и оценке эффективности этих подходов в снижении рисков нарушений развития, психоэмоциональных и неврологических нарушений у детей раннего возраста.

2. Роль тактильных контактов в развитии ребенка.

2.1. Разработка реабилитационных методик, основанных на тактильном контакте, учитывающих возможную тактильную дефензивность, индивидуальные особенности восприятия и привычные культурные паттерны социального взаимодействия.

2.2. Проспективное рандомизованное многоцентровое исследование: оценка влияния семейного массажа на психоэмоциональное развитие, неврологический и эпигенетический статус детей в возрасте 0-3 года из групп повышенного риска неврологических нарушений и нарушений развития (дети с преждевременными родами, родовой травмой, дети, имеющие близких родственников с расстройством аутистического спектра (РАС)).

Практическое значение исследования

Научные результаты:

Разработана методика игрового семейного массажа для детей с риском развития общеневрологических нарушений (РАС, ДЦП) и родовыми травмами.

Образование и переподготовка кадров:

Создана и внедрена программа дополнительного профессионального образования «Филологическое сопровождение школьников с особыми образовательными потребностями

Программа направлена на совершенствование профессиональных компетенций педагогов, обучающих русскому языку школьников с особыми образовательными потребностями (детей-билингвов, детей с ОВЗ, дислексией или задержкой формирования навыков чтения и письма) в начальной и средней школе. Ядро обучения составляют темы по лингводидактике в условиях многоязычия обучающихся, психологическим особенностям школьников с ООП, логопедическим методикам обучения русскому языку таких школьников». Обучение по программе прошли 97 человек.

С 15 по 23 декабря на базе Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина прошла школа молодых ученых «Психоэмоциональные аспекты тактильного восприятия фундаментальные и трансляционные исследования». Мероприятие проходило в смешанном формате (очно и онлайн). В рамках школы участникам были представлены основные направления исследования тактильного взаимодействия в различных областях знаний: психофизиологии, математике, лингвистике. Всего было проведено 4 лекции, 4 семинара, 2 мастер-класса. Междисциплинарный характер мероприятия позволил участникам расширить свой кругозор и познакомиться с новейшими инструментами и методами исследований. Участниками школы молодых ученых стало 111 человек.

Сотрудничество:

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Институт Высшей Нервной Деятельности и Нейрофизиологии РАН» — совместные исследования в области электрофизиологии. Проведено исследование восприятия массажа детьми дошкольного и младшего школьного возрастов.

Научно-исследовательский институт неотложной детской хирургии и травматологии Департамента здравоохранения города Москвы — совместные исследования в области физиологии восприятия. Проведено исследование особенностей тактильного восприятия стимулов различной силы с определением активации мозга методом функциональной магнитно-резонансной томографии.

Скрыть Показать полностью
Другие лаборатории и ученые
Лаборатория, принимающая организация
Область наук
Город
Приглашенный ученый
Период реализации проекта
Международная лаборатория социальной нейробиологии

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» - (ВШЭ)

Психология

Москва

Яскелайнен Ииро

Финляндия

2019-2023

Лаборатория экономического поведения

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации - (ИГСУ РАНХиГС)

Психология

Саратов

Азар Офер

Израиль

Неверов Александр Николаевич

Россия

2018-2020

Лаборатория поведенческой нейродинамики

Санкт-Петербургский государственный университет - (СПбГУ)

Психология

Санкт-Петербург

Штыров Юрий Юрьевич

Россия, Великобритания

2017-2021