Исполнилось 10 лет крупнейшей программе международного научного сотрудничества
Исполнилось 10 лет крупнейшей программе международного научного сотрудничества, которую реализует государство с ведущими мировыми учеными – мегагрантам. "Научно-образовательная политика" поговорила с руководителем компании – оператора программы – генеральным директором компании «Инконсалт К» Ириной Коротковой о том, как работает программа и в чем ее важность для российской науки.
- Ирина Владимировна, на днях министр науки и высшего образования Валерий Фальков заявил агентству ТАСС, что в России по программе открыты более 270 лабораторий, в которых трудятся крупнейшие мировые ученые. Они действительно все работают?
- Этот вопрос задается достаточно часто разными людьми. За счет средств грантов создано 272 лаборатории. 102 лаборатории финансируются из средств гранта, а по остальным статистика такова: 67% лабораторий существуют и продолжают взаимодействие с ведущим ученым, 8% лабораторий трансформировались, в том числе в совместные проекты с другими лабораториями или организациями, 25% закрылись, ввиду разных причин, так как наука, согласитесь, процесс очень сложный с точки зрения организации процессов. Считаю, что это очень хороший результат.
- Какова история появления программы мегагрантов?
- О задаче привлечения в Россию ведущих ученых из-за рубежа было заявлено Владимиром Владимировичем Путиным на съезде партии «Единая Россия» в ноябре 2009 года. Уже спустя полгода, в апреле 2010 года, вышло Постановление Правительства Российской Федерации N 220. Оно стало одной из мер по комплексному развитию высших учебных заведений и научных организаций, направленного на преодоление целого ряда негативных тенденций, сложившихся в нашей науке и образовании в начале девяностых годов.
Среди этих негативных тенденций, которые необходимо было преодолеть – недофинансирование исследований и разработок, что привело к оттоку квалифицированных научных кадров за рубеж; острая необходимость значительного расширения спектра тем научных исследований – в первую очередь, связанных с качеством жизни человека – медициной, агро- и биотехнологиями и другими; крайне недостаточный уровень реального взаимодействия между наукой и экономикой (даже прорывные результаты работы отечественных лабораторий в большой массе оставались невостребованными).
Все эти проблемы определили основные приоритеты Постановления N 220 о мегагрантах – ими стали привлечение ученых с мировыми именами, в том числе наших соотечественников, проживающих за рубежом, и организация научных лабораторий с целью стимулирования притока в них молодежи, молодых ученых; восполнение недостающих российской науке компетенций в быстро развивающихся отраслях; трансфер в экономику полученных в результате научных исследований разработок.
Тогда же возник и сам термин «мегагранты». Сумма первой очереди грантов, определенная Правительством России, составила по курсу того времени около 5 миллионов долларов. Это была очень внушительная сумма для всех без исключения ученых мира, сопоставимая с европейскими и американскими грантами. Информация о программе моментально разошлась по всему миру, и с тех пор интерес к мегагрантам не снижается.
- Задачей программы мегагрантов является привлечение для работы в России самых успешных мировых ученых. Что повлияло на решение ученых участвовать в этой программе?
- Успешный опыт создания первых лабораторий, работа на новейшем экспериментальном оборудовании с самым современным программным обеспечением, вызвали большой интерес к программе: практически все 10 лет в среднем 10 проектов претендовали на каждое место победителя.
Среди руководителей поддержанных проектов нобелевские лауреаты Осаму Шимомура, Джордж Фитцджералд Смут, лауреат Филдсовской премии Станислав Смирнов, лауреаты Нобелевской премии мира Жан Жузель и Рикардо Валентини, обладатель Charles H. Townes Award from the Optical Society of America Жерар Муру, который получил Нобелевскую премию по физике в 2018 году, уже будучи руководителем лаборатории мегагрантов, гуру биоинформатики Павел Певзнер, признанный специалист в области физики плазмы Фридрих Вагнер, сильнейшие отечественные биологи Сергей Лукьянов и Петр Чумаков, легендарный физик Владимир Захаров, обладатели сверхвысоких индексов цитирования физик Юрий Кившар из Австралии и биомедик Борис Животовский из Швеции, директор института химии поверхностей и интерфейсов CNRS Дмитрий Иванов, крупный исследователь Арктики Йорн Тиде, Глеб Сухоруков, включенный в список 10 всемирно известных ученых по версии «Форбс», и другие.
- Как бы вы оценили эффективность программы мегагрантов?
- Говоря об оценке эффективности программы, я бы привела высказывания самих ученых-мегагрантников.
Так, руководитель Лаборатории анализа данных физики высоких энергий в Томском государственном университете Дмитрий Цыбышев (США) считает: «Мегагрант стал отправной точкой и новым импульсом в создании ведущей научной школы в области анализа данных на установках класса Mega Science на базе старейшего университета в азиатской части России».
По мнению российских ведущих ученых, программа «мегагрантов» является по-настоящему важным и значимым шагом в направлении создания передовой отечественной научной инфраструктуры. Именно благодаря программе «мегагрантов» появилась возможность сформировать мультидисциплинарные научные коллективы, объединяющие исследователей и аспирантов разного профиля, способные осуществить полный научно-технологический цикл от фундаментальных исследований до внедрения в практику на уровне передовых мировых научных центров в соответствующей области исследований.
Если оценивать программу по заданным индикаторам и показателям, то она многократно превышает установленные постановлением требования. Однако, оценивать программу исключительно по индикаторам и показателям, которые заявлены программой и проектами – такими как количество написанных статей, количество статей Web of science первого, второго квартиля, количество зарегистрированных результатов интеллектуальной деятельности, количество студентов и аспирантов среди участников проекта – было бы неправильно.
Программа помогает осуществить структурные сдвиги в управлении наукой в целом по России. Этому способствует, с одной стороны, активность наших ученых-победителей конкурсов программы, а с другой стороны – внимание руководства нашей страны к этой программе. Президент России проводит регулярно встречи с учеными-мегагрантниками. Каждая из этих встреч становится реальным импульсом к позитивным изменениям в нашей науке.
Например, в 2016 году ученые-мегагрантники во время очередной встречи с Президентом России на конференции «Наука будущего» в Казани, предложили создать линейку грантов, которые могли бы поддержать молодых ученых, еще не ставших авторитетными, именитыми исследователями, грантов, которые создают условия воспитания нового поколения российских ученых и специалистов. Владимир Владимирович услышал ученых, в результате появилась Президентская программа, успешно реализуемая Российским научным Фондом. Можно сказать, что эта программа появилась, в том числе, благодаря программе мегагрантов.
- Каковы все-таки научные результаты проектов?
- Научные результаты, полученные в рамках программы, соответствуют мировому уровню, многие из них являются прорывными. Среди достижений – успехи в области специализированных комплексов трехмерного синтеза структур сложной топологии, в сфере молекулярной генетики и биологии развития; работа над созданием новых технологий формирования многоуровневых 3D структур из композитных материалов для фотонных и биомедицинских применений, нового поколения устройств интегральной оптики для высокоскоростной передачи и обработки данных; модернизирование алгоритмов исследования свойств бозона Хиггса и многое другое.
Приведу один из примеров:
Лаборатория биогеохимических и дистанционных методов мониторинга окружающей среды, работающая на базе Национального исследовательского Томского государственного университета под руководством Олега Сергеевича Покровского, является на сегодняшний день единственной научной группой, проводящей многолетние сезонные исследования основных компонентов субарктических ландшафтов, используя мультидисциплинарный подход в комплексе с лабораторным и теоретическим моделированием.
- Ученые каких стран подают заявки на участие в конкурсах программы?
- Могу сказать, что, например, в 7-м конкурсном отборе по программе, который проходил в прошлом году (замечу, в период, не самый благоприятный с точки зрения политической мировой ситуации по отношению к России) , участвовали 354 заявок. География заявок от ученых была самая различная. От ученых США поступила 41 заявка, Италии – 34 заявки; Германии – 27 заявок; Великобритании – 24 заявки; Франции – 22 заявки; Китая – 13 заявок. Как видите, это все страны, активно участвующие в научно-технологической гонке. Всего в 7-м отборе конкурса участвовали ученые из 45 стран. По факту география участников всего проекта мегагрантов – 35 стран.
- Ваша компания занимается организацией экспертизы. Какие практики вы применяли в процессе оценки заявок на конкурсы и экспертизы полученных научных результатов?
- Отличительной особенностью программы мегагрантов стало проведение научной экспертизы заявок и результатов исследований в соответствии с международной практикой. В России до 2010 года такого уровня экспертизу никто не делал, и мы, в буквальном смысле, выстроили этот процесс с нуля. Для проведения поступивших на конкурс заявок создаются группы из экспертов по соответствующим областям науки. Каждая заявка оценивается минимум четырьмя экспертами – двумя российскими и двумя иностранными, международно признанными экспертами. Затем составляется рейтинг заявок по каждой из областей наук, и руководитель каждой группы экспертов анализирует заявки группы в сравнении. После этого заявки распределяются между членами Совета по грантам, которые, в свою очередь, также изучают и заявки, и заключения экспертов, а затем докладывают о изученных заявках на Совете по грантам.
К проведению экспертизы мы привлекали специалистов Ассоциации европейских университетов, Ассоциации университетов Германии, национального научного фонда США и других уважаемых во всем мире научных организаций. Всего в базе у нас сейчас более 3-х тысяч иностранных экспертов и два раза больше российских. Для примера, в экспертизе 7-го конкурса в 2019 году принимало участие более 1,5 тысяч экспертов.
И в России, и за рубежом, экспертиза по 220-му Постановлению признана одной из самых прозрачных и понятных. Например, уже в 2010 году, впервые в практике, все участники конкурса получили экспертные заключения на свои заявки. Это было крайне важно с точки зрения информирования ученых об уровне их заявок.
Позднее принципы, алгоритмы и механики экспертизы, проводимой по программе мегагрантов, стали тиражироваться и в других конкурсах, например, в конкурсах РНФ.
- Какова механика управления проектами, какие новшества в ходе его реализации были введены с точки зрения менеджмента?
- Одним из новшеств программы мегагрантов, которое стало потом активно применяться в других подобных проектах, стал процесс цифровизации и дебюрократизации процесса управления как всей программой, так и ее составляющих. Этот процесс начался еще в 2013 году, когда Минобрнауки впервые протестировало подачу заявок и проведение всех конкурсных процедур онлайн.
В процессе управления и администрирования программы мегагрантов мы также постарались приблизиться к лучшему американскому и европейскому опыту управления научными программами. Мы значительно сократили объем и периодичность отчетности. Подготовка, предоставление, рассмотрение отчетности, проведение экспертизы также проводится в режиме онлайн. Что касается экспертизы, то помимо экспертизы, проводимой специалистами по представленной отчетной документации, лаборатории посещают экспертные группы в составе представителей Совета по грантам, научного эксперта и представителя компании-оператора.
Решения об утверждении отчетов, продолжении финансирования, возможности корректировки проектов и т.д. принимает на своих заседаниях Совет по грантам, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации.
- Насколько программа мегагрантов отвечает задачам, поставленным нацпроектом «Наука»?
В рамках национального проекта «Наука» предусмотрены мероприятия, направленные на реализацию сотрудничества ведущих мировых ученых и российских университетов и научных организаций, включая участие ведущих ученых в образовательных программах университетов и научных организаций и подготовке научных и научно-педагогических кадров, разработку и внедрение новых образовательных программ по перспективным направлениям подготовки специалистов.
Программа мегагрантов уже вносит свой вклад в достижение показателей верхнего уровня федерального проекта. За время реализации программы мегагрантов более 2 500 сотрудников созданных лабораторий прошли стажировки, повышение квалификации, обучение в ведущих образовательных и научных организациях мира и России.
С использованием полученных результатов в лабораториях под руководством ведущих ученых разработано более 120 монографий, книг, содержащих систематическое изложение знаний в различных областях науки, создано заново или существенно модернизировано более 1 100 образовательных курсов.
Доля участия в исследованиях молодых очень высока и составляет более 56%. А в некоторых проектах до 80% молодых ученых, студентов, аспирантов. Отмечу также, что ведущие иностранные ученые приглашают к себе на стажировки российских коллег, регулярно проводят семинары.
Проведение уже упомянутой мной конференции-форума «Наука будущего – наука молодых» была инициирована именно учеными-мегагрантниками. Мероприятие проводится с 2014 года ежегодно в разных городах, в нем принимают участие около 500 студентов и аспирантов, молодых ученых, которые проводят 4 дня в тесном взаимодействии, общении с ведущими российскими и зарубежными учеными. К слову, самому молодому ведущему ученому – 35 лет.
В результате реализации программы мегагрантов уже сейчас строится большое и эффективно работающее коммуникационное поле между молодыми талантливыми учеными, которые уже сейчас во многом определяют образ мировой науки – это важнейший результат, который работает на нашу страну сейчас, и будет работать еще долгие годы.
Хотела бы отметить, что помимо того, что программа мегагрантов успешно решает все поставленные перед ней задачи, за эти годы она стала настоящей «визитной карточкой» России в сфере международного научно-технологического сотрудничества.