Почему наука — всегда международное дело, как научное сотрудничество зависит от политики и как увеличить количество женщин в науке, рассказал в интервью Indicator.Ru на форуме «Наука будущего — наука молодых» Антуан Пети, президент Национального центра научных исследований Франции (CNRS).
CNRS является крупнейшим французским общественным научно-исследовательским учреждением, объединяет государственные организации Франции, специализирующиеся в области прикладных и фундаментальных исследований, и координирует их деятельность на национальном уровне.
— Как вы оцениваете результаты франко-русского сотрудничества за время существования CNRS?
— Мы сейчас празднуем 80-летие CNRS. С самого своего основания в 1939 году CNRS развивает научное сотрудничество, потому что наука — это всегда международное дело. И я должен сказать, что среди всех наших партнеров Россия (точнее, сначала СССР, затем Россия) всегда была одним из ключевых. Мы подписали соглашение с Российской академией наук 50 лет назад. Каждый год мы принимаем много людей из России, и есть очень интересное наблюдение: больше всего наших постоянных исследователей из неевропейских стран — российские ученые. Это не значит, что мы крадем ваших исследователей, потому что все они сохраняют связь с российскими институтами и университетами. Я могу с уверенностью сказать, что франко-российское сотрудничество очень активно, причем во многих областях. Особенно в математике, а теперь еще и в ядерной физике, гуманитарных и общественных науках. Эти два дня (форум «Наука будущего — наука молодых» — прим. Indicator.Ru) как раз показывают уровень нашего сотрудничества. Я здесь, конечно, в рамках празднования юбилея, но еще и для того, чтобы заявить, что мы собираемся продолжать и укреплять наше сотрудничество. В частности, мы хотим инвестировать в исследования молодых ученых. Очень важно сотрудничать с любыми учеными, но еще важнее — привлекать молодых исследователей. Это одна из наших главных целей здесь.
— Несколько французских ученых уже приняли участие в российской программе мегагрантов. Скоро начинается новый этап отбора. Планируете ли вы, что еще больше ученых из Франции присоединятся к этой программе?
— Да, как вы правильно заметили, на первом этапе программы в 2013 году много французских ученых приняли участие в программе мегагрантов, затем это число уменьшилось. Нужно признать, что есть некоторые технические и юридические проблемы. Но мы только что обсудили это с вашим заместителем министра (первым заместителем Министра науки и высшего образования Григорием Трубниковым — прим. Indicator.Ru), и в этом году изменятся правила заключения соглашений. Россия внесла небольшие изменения, и, видимо, новые правила будут более совместимы с французским законодательством. Потому что у нас свои законы, у вас свои, и иногда они могут быть несовместимы. Ваш министр принял решение поменять правила, так что теперь этот процесс будет проще. Мы будем призывать наших исследователей подавать заявки, потому что этот проект важен и для них самих, и для развития сотрудничества между двумя организациями. Если СNRS — одна из них, мы будем этому очень рады.
— Насколько сотрудничество в области науки между нашими странами зависит от текущей политической ситуации?
— Конечно, в некоторых аспектах политика очень влияет. Но даже с лучшими друзьями ты не обязан быть всегда согласен по всем вопросам. Да, наши политики не всегда друг с другом согласны, но у наших стран есть долгая история научного сотрудничества. Было бы очень жалко снижать его уровень. Поэтому нам надо очень внимательно обращаться с некоторыми вопросами, которые мы обсуждаем с коллегами. Мы знаем, что в некоторых областях мы будем не согласны с политической точки зрения. Но есть много задач, например исследование Арктики и глобальных климатических изменений, в которых мы можем работать вместе. Мы можем сотрудничать в области агрономии, геномики, математики, ядерной физики — очень много задач. Возможно, по некоторым из них нам нужно уделять больше внимания фундаментальным исследованиям, чем практическим.
— Основная задача этого форума — привлечь молодых студентов и школьников в науку и воспитать следующее поколение ученых. Есть ли подобные программы во Франции и не планируется ли совместных франко-русских программ в этой области?
— Во всех развитых странах есть одна и та же проблема — наука не всегда привлекает молодых людей так, как это было, например, 20-30 лет назад. Мы все сталкиваемся с этим. У нас нет такой же, как у вас, программы, но мы тоже стараемся привлекать молодых людей в науку. Например, в области математики у нас есть соглашение с Министерством образования. Мы приглашаем школьных учителей математики в наши исследовательские центры, чтобы показать, что можно делать в современной математике. Это помогает им менять способ преподавания, и мы наблюдаем, как ученики старшей школы начинают рассматривать науку в качестве возможного пути своей карьеры. Задача у нас у всех одна, поэтому очень хорошо обмениваться опытом в этом вопросе. Нам важно понять, что вы делаете, это очень хороший пример. Мы не все можем перенести в нашу страну, но все равно это очень интересно. Я был очень удивлен, что и министр, и заместитель министра, и советник президента присутствуют здесь. Это очень хороший знак для молодых ученых.
— Еще одна проблема, с которой мы все сталкиваемся и о которой много говорилось сегодня на форуме, — недостаток женщин в науке. В России эта проблема, определенно, есть. Во Франции, вероятно, тоже. Что, по-вашему, нужно делать, чтобы решить этот вопрос?
— Да, во Франции эта проблема есть, и это одна из наших приоритетных проблем в CNRS. Тут есть два отдельных вопроса — нанимать больше женщин-ученых и создавать условия для карьеры наравне с мужчинами. Если посмотреть на количество женщин на различных позициях, на начальном уровне их около 30%, но на высоких должностях — только 8%. Так что это двойная проблема, и мы уделяем особое внимание второй ее части. Мы стараемся продвигать женщин, призываем их брать на себя ответственность и занимать высокие посты. Очень важно привлекать молодых девушек и демонстрировать им, что можно быть женщиной и ученым. Мы стараемся показывать им успешных женщин-ученых, у которых есть и карьера, и семья, и дети. Очень важно показать, что можно жить нормальной жизнью и быть при этом успешным ученым.
Читать подробнее: НОВОСТИ СИБИРСКОЙ НАУКИ