Научные результаты:
Созданы уникальные базы данных, позволяющие проводить исследования био-психо-социальных факторов детского развития; когнитивных и аффективных характеристик, связанных с обучением; нейрофизиологических процессов. На основе этих баз данных проводятся лонгитюдные, междисциплинарные кросс-культурные исследования.
Внедрение результатов исследования:
- Созданы и апробируются новые диагностические платформы для использования в исследованиях и на всех уровнях образования. Платформы включают диагностику аспектов когнитивной деятельности, личностных, мотивационных и аффективных характеристик.
- Разработаны исследовательские программы и методы, которые используются партнерами Лаборатории, включая Лабораторию молекулярно-генетических исследований здоровья и развития человека (Южно-Уральский государственный университет), Школу искусств и гуманитарных наук (Дальневосточный федеральный университет) и Образовательный центр «Сириус».
- Получаемые знания внедряются в образовательный процесс и подготовку педагогических кадров дошкольного, среднего и высшего образования, проводятся семинары в школах-партнерах и университетах, на базе Образовательного центра «Сириус».
- Проводится работа по популяризации знаний в области генетики в сотрудничестве с TAGC – Консорциум «Доступная генетика».
- Лаборатория является центром координации деятельности по этическим аспектам исследований, в том числе координирует деятельность Этического комитета междисциплинарных исследований, а также проводит научно-исследовательскую работу в области этических и правовых аспектов генетических исследований; в 2018 году инициировано создание на базе ТГУ НОЦ «Институт права и этики».
Образование и переподготовка кадров:
- Защиты: 1 докторская диссертация, 2 кандидатские диссертации.
- Разработана и реализуется в Томском государственном университете с 2016 года междисциплинарная магистерская программа «Развитие человека: генетика, нейронаука и психология» – Human Development: Genetics, Neuroscience and Psychology (программа реализуется на английском языке; направление подготовки «Психология»).
- Организованы стажировки в ведущих зарубежных и российских образовательных и научных учреждениях для сотрудников Лаборатории и магистрантов, обучающихся по программе. В рамках студенческой мобильности организовано обучение по магистерской программе Университета Маастрихта (программа «Глобальное образование»); обучение в государственном Университете штата Огайо (стипендия Президента РФ), в Голдсмитс Университете Лондона (программа международной академической мобильности сотрудников и студентов Эразмус+), в Летних школах Голдсмитс Университета Лондона, Международного общества исследований интеллекта (г. Санкт-Петербург).
- Организованы краткосрочные стажировки для сотрудников в Голдсмитс Университете Лондона, Королевском колледже Лондона (Великобритания), Университете Бейджинг нормал (Китай), Университете Хайфы (Израиль), Университете прикладных наук Саксион (Нидерланды), в ФГНУ Психологический институт РАО и др.
- Организованы научно-образовательные мероприятия: Международная летняя научная школа «Мышление. Образование. Знание. Генетика» (2012 г.); Научно-образовательный близнецовый фестиваль – мероприятие для участников Российского школьного близнецового регистра и их родителей, Всероссийская молодежная конференция «Современные методы в когнитивных науках: от гена к поведению» (2012 г.); Международная конференция «Междисциплинарные подходы к исследованию индивидуальных различий в обучении» (2013 г.); Международный семинар «Генетически информативные исследования нейрофизиологических механизмов математической тревожности» (2014 г.); Научный семинар «Современные методы анализа ЭЭГ данных», совместно с Психологическим институтом РАО (2015 г.); конференция Международного общества исследований интеллекта (15–17 июля 2016 г., Санкт-Петербург, Россия); мероприятие «Ночь науки» в рамках IV Форума молодых ученых U-NOVUS (2017 г.); симпозиум «Междисциплинарные исследования развития человека» на VII Сибирском психологическом форуме (2017 г.).
Организационные и инфраструктурные преобразования:
- Инициировано создание Международной сети исследований детского здоровья и развития (International Network for Research in Child Health and Development), которая объединяет международные лаборатории и научные группы. Участниками INRiCHD являются несколько масштабных близнецовых проектов из Великобритании, Канады и США.
- Создан Международный центр исследований развития человека ТГУ, который объединяет несколько лабораторий: лабораторию когнитивных исследований в освоении космоса, лабораторию когнитивных исследований языка, центр оценки развивающих программ и популяризации знаний о детском развитии, а также созданный в 2018 году НОЦ «Институт права и этики».
- Создана партнерская лаборатория молекулярно-генетических исследований здоровья и развития человека на базе Южно-Уральского государственного университета.
Другие результаты:
- Инициирование в 2015 году международного проекта «Консорциум Доступная генетика» (TAGC).
- Члены коллектива ежегодно принимают участие в таких международных и всероссийских мероприятиях, как съезд Российского психологического общества (Москва, 14–18 февраля 2012 г.), ежегодная конференция Американской ассоциации исследований образования (Канада, Ванкувер,13–17 апреля 2012 г.), международная конференция по нейронаукам в математическом познании и обучении (Китай, Пекин, 14–17 июня 2012 г.), 30-й Международный психологический конгресс (ЮАР, Кейптаун, 21–28 июля 2012 г.), 13-я ежегодная конференция Международного общества по изучению интеллекта (США, Сан Антонио, 13-15 декабря, 2012 г.); Международная конференция общества по изучению детского развития (Сиэтл, США, 18–20 апреля 2013 г.); XIV Апрельская Международная конференция по проблемам развития экономики и общества; симпозиум «Гены и среда в образовании» (Москва, 2–5 апреля 2013 г.); 13-й Европейский психологический конгресс (Стокгольм, Швеция, 8–13 июля, 2013 г.); 16-я Конференция международного общества по изучению индивидуальных различий (Барселона, Испания, 21–28 июля 2013 г.); 14-я Ежегодная конференция международного общества по изучению интеллекта (Мельбурн, Австралия, 12–14 декабря 2013 г.); «Наука будущего», «FENS Форум 2014», «Год науки Россия-ЕС 2014», «Точки роста российской науки», 15-я ежегодная конференция Международного общества по исследованиям интеллекта, 17-я Европейская конференция по проблемам личности, 14-й Европейский конгресс по психологии; 27-я ежегодная конференция Ассоциации психологической науки; 45-я ежегодная конференция Ассоциации поведенческой психологии (Сан-Диего, США), Международная конференция «Когнитивные и нейрокогнитивные аспекты способностей и затруднений в обучении (Хайфа, Израиль), «Строим мосты»: Развитие международной междисциплинарной науки во благо общества (Лондон, Великобритания).
Сотрудничество:
Образовательный центр «Сириус» (Россия), Российско-Британская лаборатория психогенетики (Россия), Психологический институт Российской академии образования (Россия), Лаборатория молекулярно-генетических исследований здоровья и развития человека Южно-Уральского государственного университета (Россия), Школа искусств и гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета (Россия), Голдсмитс Университет Лондона (Великобритания), Ключевая лаборатория когнитивных нейронаук и обучения Пекинского педагогического университета (Китай), Исследовательский центр по детской психосоциальной дезадаптации (GRIP – Research Unit on Children’s Psychosocial Maladjustment) (Канада): совместные исследования.