Мы используем cookie файлы.
Пользуясь сайтом, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфиденциальности.

Лаборатория когнитивных исследований и психогенетики

Ковас Юлия Владимировна Великобритания, Россия
Номер договора
11.G34.31.0043
Период реализации проекта
2011-2015

По данным на 30.01.2020

26
Количество специалистов
52
научных публикаций
3
Объектов интеллектуальной собственности
Общая информация

Ученые лаборатории изучают механизмы когнитивных процессов, лежащих в основе математических способностей. Это позволит разрабатывать рекомендации для создания доступных индивидуально-ориентированных систем обучения, соответствующих ожиданиям и запросам общества. Исследование носит междисциплинарный характер и объединяет усилия психологов, молекулярных генетиков, математиков России и Великобритании.

Название проекта: Когнитивная психология


Цели и задачи

Направление исследований: Междисциплинарные исследования в образовании

Цель проекта: Создание лаборатории мирового уровня для проведения междисциплинарных исследований природы и механизмов формирования индивидуальных различий в когнитивных и эмоциональных процессах, мотивации и других характеристиках, связанных с образованием

Практическое значение исследования
Другие результаты:
  • Инициирование в 2015 году международного проекта «Консорциум Доступная генетика» (TAGC).

  • Члены коллектива ежегодно принимают участие в таких международных и всероссийских мероприятиях, как съезд Российского психологического общества (Москва, 14–18 февраля 2012 г.), ежегодная конференция Американской ассоциации исследований образования (Канада, Ванкувер,13–17 апреля 2012 г.), международная конференция по нейронаукам в математическом познании и обучении (Китай, Пекин, 14–17 июня 2012 г.), 30-й Международный психологический конгресс (ЮАР, Кейптаун, 21–28 июля 2012 г.), 13-я ежегодная конференция Международного общества по изучению интеллекта (США, Сан Антонио, 13-15 декабря, 2012 г.); Международная конференция общества по изучению детского развития (Сиэтл, США, 18–20 апреля 2013 г.); XIV Апрельская Международная конференция по проблемам развития экономики и общества; симпозиум «Гены и среда в образовании» (Москва, 2–5 апреля 2013 г.); 13-й Европейский психологический конгресс (Стокгольм, Швеция, 8–13 июля, 2013 г.); 16-я Конференция международного общества по изучению индивидуальных различий (Барселона, Испания, 21–28 июля 2013 г.); 14-я Ежегодная конференция международного общества по изучению интеллекта (Мельбурн, Австралия, 12–14 декабря 2013 г.); «Наука будущего», «FENS Форум 2014», «Год науки Россия-ЕС 2014», «Точки роста российской науки», 15-я ежегодная конференция Международного общества по исследованиям интеллекта, 17-я Европейская конференция по проблемам личности, 14-й Европейский конгресс по психологии; 27-я ежегодная конференция Ассоциации психологической науки; 45-я ежегодная конференция Ассоциации поведенческой психологии (Сан-Диего, США), Международная конференция «Когнитивные и нейрокогнитивные аспекты способностей и затруднений в обучении (Хайфа, Израиль), «Строим мосты»: Развитие международной междисциплинарной науки во благо общества (Лондон, Великобритания).

Научные результаты:

Созданы уникальные базы данных, позволяющие проводить исследования био-психо-социальных факторов детского развития; когнитивных и аффективных характеристик, связанных с обучением; нейрофизиологических процессов. На основе этих баз данных проводятся лонгитюдные, междисциплинарные кросс-культурные исследования.

Внедрение результатов исследования:

  • Созданы и апробируются новые диагностические платформы для использования в исследованиях и на всех уровнях образования. Платформы включают диагностику аспектов когнитивной деятельности, личностных, мотивационных и аффективных характеристик.
  • Разработаны исследовательские программы и методы, которые используются партнерами Лаборатории, включая Лабораторию молекулярно-генетических исследований здоровья и развития человека (Южно-Уральский государственный университет), Школу искусств и гуманитарных наук (Дальневосточный федеральный университет) и Образовательный центр «Сириус».
  • Получаемые знания внедряются в образовательный процесс и подготовку педагогических кадров дошкольного, среднего и высшего образования, проводятся семинары в школах-партнерах и университетах, на базе Образовательного центра «Сириус».
  • Проводится работа по популяризации знаний в области генетики в сотрудничестве с TAGC – Консорциум «Доступная генетика».
  • Лаборатория является центром координации деятельности по этическим аспектам исследований, в том числе координирует деятельность Этического комитета междисциплинарных исследований, а также проводит научно-исследовательскую работу в области этических и правовых аспектов генетических исследований; в 2018 году инициировано создание на базе ТГУ НОЦ «Институт права и этики».

Организационные и инфраструктурные преобразования:

  • Инициировано создание Международной сети исследований детского здоровья и развития (International Network for Research in Child Health and Development), которая объединяет международные лаборатории и научные группы. Участниками INRiCHD являются несколько масштабных близнецовых проектов из Великобритании, Канады и США.
  • Создан Международный центр исследований развития человека ТГУ, который объединяет несколько лабораторий: лабораторию когнитивных исследований в освоении космоса, лабораторию когнитивных исследований языка, центр оценки развивающих программ и популяризации знаний о детском развитии, а также созданный в 2018 году НОЦ «Институт права и этики».
  • Создана партнерская лаборатория молекулярно-генетических исследований здоровья и развития человека на базе Южно-Уральского государственного университета.

Образование и переподготовка кадров:

  • Защиты: 1 докторская диссертация, 2 кандидатские диссертации.
  • Разработана и реализуется в Томском государственном университете с 2016 года междисциплинарная магистерская программа «Развитие человека: генетика, нейронаука и психология» – Human Development: Genetics, Neuroscience and Psychology (программа реализуется на английском языке; направление подготовки «Психология»).
  • Организованы стажировки в ведущих зарубежных и российских образовательных и научных учреждениях для сотрудников Лаборатории и магистрантов, обучающихся по программе. В рамках студенческой мобильности организовано обучение по магистерской программе Университета Маастрихта (программа «Глобальное образование»); обучение в государственном Университете штата Огайо (стипендия Президента РФ), в Голдсмитс Университете Лондона (программа международной академической мобильности сотрудников и студентов Эразмус+), в Летних школах Голдсмитс Университета Лондона, Международного общества исследований интеллекта (г. Санкт-Петербург).
  • Организованы краткосрочные стажировки для сотрудников в Голдсмитс Университете Лондона, Королевском колледже Лондона (Великобритания), Университете Бейджинг нормал (Китай), Университете Хайфы (Израиль), Университете прикладных наук Саксион (Нидерланды), в ФГНУ Психологический институт РАО и др.
  • Организованы научно-образовательные мероприятия: Международная летняя научная школа «Мышление. Образование. Знание. Генетика» (2012 г.); Научно-образовательный близнецовый фестиваль – мероприятие для участников Российского школьного близнецового регистра и их родителей, Всероссийская молодежная конференция «Современные методы в когнитивных науках: от гена к поведению» (2012 г.); Международная конференция «Междисциплинарные подходы к исследованию индивидуальных различий в обучении» (2013 г.); Международный семинар «Генетически информативные исследования нейрофизиологических механизмов математической тревожности» (2014 г.); Научный семинар «Современные методы анализа ЭЭГ данных», совместно с Психологическим институтом РАО (2015 г.); конференция Международного общества исследований интеллекта (15–17 июля 2016 г., Санкт-Петербург, Россия); мероприятие «Ночь науки» в рамках IV Форума молодых ученых U-NOVUS (2017 г.); симпозиум «Междисциплинарные исследования развития человека» на VII Сибирском психологическом форуме (2017 г.).

Сотрудничество:

Образовательный центр «Сириус» (Россия), Российско-Британская лаборатория психогенетики (Россия), Психологический институт Российской академии образования (Россия), Лаборатория молекулярно-генетических исследований здоровья и развития человека Южно-Уральского государственного университета (Россия), Школа искусств и гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета (Россия), Голдсмитс Университет Лондона (Великобритания), Ключевая лаборатория когнитивных нейронаук и обучения Пекинского педагогического университета (Китай), Исследовательский центр по детской психосоциальной дезадаптации (GRIP – Research Unit on Children’s Psychosocial Maladjustment) (Канада): совместные исследования.

Скрыть Показать полностью
Kovas Y., Garon-Carrier G., Boivin M., et al.
Why Children Differ in Motivation to Learn: Insights from over 13,000 Twins from 6 Countries. Personality and Individual Differences 80: 51–63 (2015).
Rodic M., Tikhomirova T., Kolienko T., Malykh S., Bogdanova O., Zueva D.Y., Gynku E.I., Wan S., Zhou X., Kovas Y.
Spatial complexity of character based writing systems and arithmetic in primary school: a longitudinal study. Frontiers in Psychology 6: 333(2015).
Y. Kovas, S. Malykh, D. Gaysina (eds.).
Behavioural genetics for education / NY: Palgrave Macmillan, 2016. 311 p. ISBN 978-1-137-43732-7.
под ред. С.Б. Малых, Ю.В. Ковас, Д.А. Гайсиной.
Геномика поведения: детское развитие и образование / Томск: Изд. дом Томского гос. ун-та, 2016. 442 с. ISBN 978-5-94621-585-5.
Chapman R., Likhanov M., Selita F., Zakharov I., Smith-Woolley E., Kovas Y.
New Literacy Challenge for the Twenty-First Century: Genetic Knowledge is Poor even among Well Educated. Journal of Community Genetics 10(1): 73–84 (2019).
Медиа
Вторник , 03.12.2019
Другие лаборатории и ученые
Лаборатория, принимающая организация
Область наук
Город
Приглашенный ученый
Период реализации проекта
Лаборатория исследований тактильной коммуникации

Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина - (Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина)

Психология

Москва

Макглоун Френсис Филип

Великобритания

2022-2024

Международная лаборатория социальной нейробиологии

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» - (ВШЭ)

Психология

Москва

Яскелайнен Ииро

Финляндия

Ключарев Василий Андреевич

Россия

2019-2023

Лаборатория экономического поведения

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации - (ИГСУ РАНХиГС)

Психология

Саратов

Азар Офер

Израиль

Неверов Александр Николаевич

Россия

2018-2020