Мы используем cookie файлы.
Пользуясь сайтом, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфиденциальности.

Номер договора
14.Z50.31.0032
Период реализации проекта
2014-2018

По данным на 01.11.2022

10
Количество специалистов
52
научных публикаций
12
Объектов интеллектуальной собственности
Общая информация

Ученые лаборатории выполняют фундаментальные и прикладные научные исследования в области аэроакустики современных авиационных двигателей. Результатами исследований станут принципиально новые многоканальные методы измерений шума, адаптированные под исследования различных механизмов излучения звука и усовершенствованные методы проектирования высокоэффективных звукопоглощающих конструкций из полимерных композиционных материалов с отработкой технологии изготовления.

Название проекта: Развитие инновационных методов исследования механизмов генерации шума турбулентными течениями

Цели и задачи
Направления исследований: Аэроакустика, авиационная акустика, методы аэроакустических измерений

Цель проекта: Создание инструментария, позволяющего проводить комплексные исследования шума турбулентных течений и локализацию источников шума современных авиадвигателей с целью разработки технологий снижения шума перспективных самолетов

Практическое значение исследования

Научные результаты:

  • Разработан и апробирован метод азимутальной декомпозиции шума реактивной струи вблизи жесткой отражающей поверхности. Впервые в мире проведены измерения азимутальных мод шума струи авиационного двигателя на натурном стенде.
  • Разработана и апробирована в лабораторных условиях методика измерения модального состава шума в воздухозаборном канале авиационного двигателя.
  • Впервые в отечественной практике получены экспериментальные данные по азимутальному составу шума в воздухозаборнике и выполнена локализация источников звука современного авиационного двигателя.
  • Разработана методика экспериментального исследования акустических и пролетных аэродинамических характеристик движущихся мультипольных источников различных размеров на основе многоканальных методов измерений. Разработан и апробирован метод бимформинга для локализации источника звука дипольного типа.
  • Разработан и апробирован метод измерения азимутальной и радиальной структуры звукового поля в каналах при наличии импедансного отражения на стенках. Разработана методика выбора схем размещения ячеек звукопоглощающих конструкций с повышенным звукопоглощением в широком диапазоне частот, метод определения акустических характеристик крупногабаритных звукопоглощающих конструкций при заданном азимутальном модальном составе звукового поля.

Внедрение результатов исследования:

  • Созданы компьютерные программы для определения оптимального расположения микрофонов в плоских и кольцевых многомикрофонных решетках. Проведена обработка измеренных акустических данных, позволяющие определять модальный состав шума в канале авиационного двигателя. Получено 2 свидетельства регистрации программ для ЭВМ. Данные программы использовались при отработке программы испытаний и для обработки результатов акустических измерений авиационного двигателя на открытом стенде.
  • Созданы компьютерные программы для проектирования эффективных звукопоглощающих конструкций (ЗПК) для каналов авиационных двигателей. С их помощью были разработаны ЗПК с резонансными ячейками новых конфигураций, имеющие повышенное звукопоглощение в широком диапазоне частот. Получено 3 патента и 4 свидетельства о регистрации программы для ЭВМ.
  • Разработана технология создания ЗПК с повышенным уровнем звукопоглощения, изготовлены опытные образцы полномасштабных ЗПК для установки на перспективный отечественный авиационный двигатель, получен 1 патент.
  • Разработано входное устройство для 40-канального генератора вращающихся мод, получен 1 патент.
  • Разработан интерферометр с контролем усилия поджатия образца ЗПК, позволяющий снизить разбросы получаемых акустических характеристик, получен 1 патент.

Организационные и инфраструктурные преобразования:

Создана уникальная научная установка «Акустическая заглушенная камера с аэродинамическими источниками шума», активно используемая при выполнении научно-исследовательских работ в рамках грантов и хоздоговорных работ.

Образование и переподготовка кадров:

  • Разработаны и внедрены 7 дисциплин в учебный процесс ПНИПУ по направлению магистерской подготовки «Двигатели летательных аппаратов»: Математические основы акустики, Основы акустических исследований, Аэроакустика, Современные методы акустических измерений, Теория и практика обработки акустических сигналов и полей, Метод конечных элементов в задачах акустики, Численное моделирование акустических процессов в двигателях летательных аппаратов.
  • Разработаны 2 программы повышения квалификации для специалистов сторонних организаций. 21 специалист прошел обучение.
  • 14 человек из числа сотрудников лаборатории поступили в аспирантуру.
  • Защиты: 1 докторская диссертация, 4 кандидатские диссертации, 5 выпускных квалификационных работ специалиста, 4 выпускные квалификационные работы магистра, 5 выпускных квалификационных работ бакалавра.

Сотрудничество:

  • Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н. Е. Жуковского (Россия), АО «ОДК-Авиадвигатель» (Россия): совместные исследования, публикации, стажировки студентов, аспирантов и молодых ученых.
  • Bruel&Kjaer (Дания): совместные исследования, создание оптимизированной антенны для идентификации модальной структуры шума в цилиндрическом канале.

Скрыть Показать полностью
BYCHKOV O.P., DEMYANOV M.A., FARANOSOV G.A
Localization of dipole noise sources using planar microphone arrays Acoustical Physics 65(5): 567-577 (2019).
KOPIEV V.F., KHRAMTSOV I.V., PALCHIKOVSKIY V.V.
Study of the peak frequency in turbulent vortex ring noise Acoustical Physics 65(3): 288-296 (2019).
KOPIEV V.F., KHRAMTSOV I.V., ERSHOV V.V., PALCHIKOVSKIY V.V.
On the possibility of using a single time realization for investigating noise from vortex rings Acoustical Physics 65(1): 67-75 (2019).
FARANOSOV G.A., BELYAEV I.V., KOPIEV V.F., ZAYTSEV M.YU., ALEKSENTSEV A.A., BERSENEV YU.V., CHURSIN V.A., VISKOVA T.A.
Adaptation of the azimuthal decomposition technique to jet noise measurements in full-scale tests. AIAA Journal 55(2): 572 (2017).
FARANOSOV G.A., BYCHKOV O.P.
Two-dimensional model of the interaction of a plane acoustic wave with nozzle edge and wing trailing edge. The Journal of the Acoustical Society of America 141 (1): 289–299 (2017).
KOPIEV V.F., PALCHIKOVSKIY V.V., BELYAEV I.V., BERSENEV YU.V., MAKASHOV S.YU., KHRAMTSOV I.V., KORIN I.A., SOROKIN E.V.
Construction of an anechoic chamber for aeroacoustic experiments and examination of its acoustic parameters. Acoustical Physics 63(1): 113–124 (2017).
OSTRIKOV N.N., SOBOLEV A.F., YAKOVETS M.A., IPATOV M.S., PALCHIKOVSKIY V.V., PAVLOGRADSKIY V.V.
Investigation of impedance eduction accuracy on “interferometer with the flow” test rigs with help of exact solution problem of sound propagation in duct with impedance transition. AIAA Paper 3186 (2017).
GORODKOVA N., CHURSIN V., BERSENEV YU., BURDAKOV R., SINE A., VISKOVA T.
Modal analysis of an aircraft engine fan noise. AIP Conference Proceedings 1770: 030118 (2016).
Медиа
Вторник , 03.12.2019
Другие лаборатории и ученые
Лаборатория, принимающая организация
Область наук
Город
Приглашенный ученый
Период реализации проекта
Лаборатория инновационных технологий и механики разрушения (10)

Санкт-Петербургский государственный морской технический университет - (СПбГМТУ)

Механика и машиностроение

Санкт-Петербург

Кашаев Николай Сергеевич

Россия

2024-2028

Лаборатория «Динамика и экстремальные характеристики перспективных наноструктурированных материалов»

Санкт-Петербургский государственный университет - (СПбГУ)

Механика и машиностроение

Санкт-Петербург

Ли Баоцян

Китай

2022-2024

Лаборатория «Цифровизация, анализ и синтез сложных механических систем, сетей и сред»

Институт проблем машиноведения РАН - (ИПМаш РАН)

Механика и машиностроение

Санкт-Петербург

Фридман Эмилия Моисеевна

Израиль, Россия

Плотников Сергей Александрович

Россия

2021-2023