Мы используем cookie файлы.
Пользуясь сайтом, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфиденциальности.

Лаборатория междисциплинарных исследований развития человека

Номер договора
14.Z50.31.0027
Период реализации проекта
2014-2018

По данным на 15.02.2021

16
Количество специалистов
56
научных публикаций
Общая информация

Исследования, которыми занимаются ученые лаборатории, посвящены комплексному изучению влияния опыта проживания в институциональном учреждении на биологическое и психологическое развитие человека. Простыми словами: как развивается ребенок в кровной семье, в замещающей семье и в доме ребенка. Результаты исследований внесут уникальный вклад в развитие представлений о влиянии ранней институционализации на развитие мышления, языка, речи и адаптивных способностей у подростков и взрослых. Полученные результаты будут представлены научному сообществу и социальным службам, работающим с детьми, оставшимися без попечения биологический родителей.

Название проекта: Влияние ранней депривации на био-поведенческие показатели развития ребёнка

Цели и задачи

Направление исследований: Медицинская психология

Цель проекта: Фундаментальные и прикладные разработки в областях наук о развитии, анализ и интерпретация информации о нейробиологических закономерностях развития, особенно в условиях трудного детства

Практическое значение исследования

Научные результаты:

Исследования поведенческих и нейрофизиологических показателей развития детей и взрослых с опытом институционализации посвящены детальному изучению как непосредственных, так и отсроченных эффектов данного опыта. Полученные лабораторией результаты показывают, что непосредственные эффекты институционализации наблюдаются в группе детей, проживающих в домах ребенка, в виде сниженной активации головного мозга при восприятии эмоциональной информации, что свидетельствует о нетипичной динамике социально-эмоционального развития в данной группе. В рамках изучения отсроченных эффектов институционализации лабораторией было выявлено, что подростки с опытом проживания в институциональных учреждениях, показывают более низкие уровни ингибиторного контроля и в целом обладают более низким уровнем развития когнитивных исполнительных функций по сравнению со сверстниками. Анализ показателей языкового развития и чтения в данной группе выявил наличие сниженной чувствительности к лексическим характеристикам стимулов по сравнению с группой сверстников. На уровне функционирования головного мозга у взрослых с опытом институционализации нами было обнаружено снижение мощности электрической активности мозга по сравнению со сверстниками без опыта институционализации. Обнаруженные различия могут лежать в основе когнитивных особенностей в данной группе.

В рамках изучения межпоколенческих эффектов институционализации лабораторией изучались дети, воспитанные матерями с опытом институционализации. Данные исследования показали, что изучаемая группа демонстрирует отставание в экспрессивном коммуникативном развитии по сравнению с детьми, воспитывающимися матерями без опыта институционализации. Предполагается, что отставания в области экспрессивной коммуникации и социально-эмоционального развития детей, воспитывающихся матерями с опытом институционализации, могут быть связаны с качеством взаимодействия с матерью.

Внедрение результатов исследования:

В исследовательской работе получен и проанализирован ценный материал об особенностях развития детей и взрослых, имеющих опыт институционализации. Всестороннее описание поведенческих и нейрофизиологических особенностей такой группы вносит вклад как в фундаментальную науку, расширяя знание о последствиях социальной депривации на различные психические функции, так и имеет значительную прикладную ценность.

С точки зрения вклада в фундаментальную науку, полученные результаты расширяют представление о том, как социальная депривация (т.е. отсутствие биологических родителей в жизни ребенка) на ранних этапах жизни влияет на дальнейшее развития человека. С точки зрения прикладной науки, эти данные прояснят представления о влиянии опыта проживания в детском учреждении на развитие мышления, языка и речи и адаптивных способностей детей и взрослых и смогут служить базой для разработки образовательных и социальных программ для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Образование и переподготовка кадров:

В рамках программы подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации на базе лаборатории были защищены 8 кандидатских диссертаций, по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, а также по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры успешно защищены 8 выпускных квалификационных работ.

За время существования лаборатории на ее базе прошли стажировку более 100 студентов и специалистов. Помимо этого, совместно с Благотворительным фондом содействия решению проблем аутизма в России «Выход» при поддержке Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» на платформе онлайн-образования Coursera создан вводный курс «Расстройства аутистического спектра».

Сотрудничество:

  • University of Houston, США: совместные исследования (совместно проанализированы поведенческие и нейрофизиологические данные лиц с опытом институционализации, подготовлены статьи к печати в международных журналах).
  • Институт общей генетики им. Н.И. Вавилова РАН: совместные исследования (совместно проанализированы генетические данные лиц с опытом институционализации, подготовлены статьи к печати в международных журналах).
Скрыть Показать полностью
Grigorenko, E. L., Kornilov, S. A., & Naumova, O. Y.
Epigenetic regulation of cognition: A circumscribed review of the field. Development and Psychopathology, 2016, 28, 1285-1304
Perdue M.V., Mascheretti S., Kornilov S.A., Jasińska K.K., Ryherd K., Mencl W.E., Frost S.J., Grigorenko E.L., Pugh K.R., Landi N.
Common variation within the SETBP1 gene is associated with readingrelated skills and patterns of functional neural activation. Neuropsychologia, 2018, 130, 44-51
Hein S., Thomas T., Naumova O.Yu., Luthar S.S., Grigorenko E.L.
Negative parenting modulates the association between mother's DNA methylation profiles and adult offspring depression. Developmental Psychobiology, 2018, 61 (2), 304-310
Naumova, O. Y., Rychkov, S. Y., Kornilov, S. A., Odintsova, V. V., Anikina, V. О., Solodunova, M. Y., ... & Zhukova, O. V.
Effects of early social deprivation on epigenetic statuses and adaptive behavior of young children: A study based on a cohort of institutionalized infants and toddlers. PloS Оne, 2019, 14 (3)
Kornilov, S. A., Zhukova, M. A., Ovchinnikova, I. V., Golovanova, I. V., Naumova, O. Y., Logvinenko, T. I., ... & Grigorenko, E. L.
Language Outcomes in Adults with a History of Institutionalization: Behavioral and Neurophysiological Characterization. Scientific reports, 2019, 9 (1)
Ovchinnikova, I., Zhukova, M. A., Luchina, A., Petrov, M. V., Vasilyeva, M. J., & Grigorenko, E. L.
Auditory mismatch negativity response in institutionalized children. Frontiers in Human Neuroscience, 2019, 13
An, I., Zhukova, M. A., Ovchinnikova, I., & Grigorenko, E. L.
An event-related potentials study of executive functioning in adults with a history of institutionalization. In E. L. Grigorenko (Ed.), Research with Underrepresented Populations of Children and Adolescents: Ideas, Samples, and Methods. New Directions for Child and Adolescent Development, 2020, 169, 25–40
Zhukova, M. A., Ovchinnikova, I., Logvinenko, T. I., & Grigorenko, E. L.
Language development of children raised in institutional settings: Behavioral and neurophysiological findings. In E. L. Grigorenko (Ed.), Research with Underrepresented Populations of Children and Adolescents: Ideas, Samples, and Methods. New Directions for Child and Adolescent Development, 2020, 169, 75–96
Marina A. Zhukova, Irina V. Ovchinnikova, Iuliia An, Elena L. Grigorenko
Altered neural processing of emotional words in adults with a history of institutionalization: Evidence from the emotional Stroop task // European Journal of Neuroscience, 2020, 53 (5), 1487-1497
Chumakova M., Zhukova M., Kornilov S., Golovanova I., Davyudova A., Logvinenko T., Ovchinnikova I., Petrov M., Antonova A., Naumova O., Grigorenko E.
Psikhologicheskoe, sotsial'noe i emotsional'noe blagopoluchie vzroslykh s opytom institutsionalizatsii: rezul'taty pilotnogo issledovaniya [Psychological, Social and Emotional Well-Being of Adults with a History of Institutionalization: The Pilot Study Findings]. Psychology. Journal of Higher School of Economics, 2020, 17 (1), 102-117
Медиа
Вторник , 03.12.2019
Другие лаборатории и ученые
Лаборатория, принимающая организация
Область наук
Город
Приглашенный ученый
Период реализации проекта
Лаборатория исследований тактильной коммуникации

Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина - (Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина)

Психология

Москва

Макглоун Френсис Филип

Великобритания

2022-2024

Международная лаборатория социальной нейробиологии

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» - (ВШЭ)

Психология

Москва

Яскелайнен Ииро

Финляндия

Ключарев Василий Андреевич

Россия

2019-2023

Лаборатория экономического поведения

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации - (ИГСУ РАНХиГС)

Психология

Саратов

Азар Офер

Израиль

Неверов Александр Николаевич

Россия

2018-2020