Мы используем cookie файлы.
Пользуясь сайтом, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфиденциальности.

Номер договора
075-15-2021-616
Период реализации проекта
2021-2023

По данным на 01.12.2023

44
Количество специалистов
43
научных публикаций
18
Объектов интеллектуальной собственности
Общая информация

Лингвистическая экология, направленная на выявление принципов и правил, общих как для социальных систем, так и для развития языка в большей степени, главным образом, представляет актуальную методологию и подходы в исследовании темы проекта.    Современные вызовы общества, связанные с угрозой утраты национальной и культурной идентичности российских граждан, ставят перед учеными задачу решения комплекса проблем широкого социально-гуманитарного характера. Сохранение языков и культуры способствуют сохранению национальной самобытности, национальной идентичности, жизненной энергии любого народа. К сожалению, сегодня многие языки народов Севера находятся на грани исчезновения. Одним из факторов, влияющих на языковой сдвиг, являются миграции, урбанизация и промышленное освоение северных территорий. Коренные народы, которые сохраняют связи с   традиционным образом жизни, демонстрируют более высокий уровень сохранения языка, как с точки зрения его передачи следующим поколениям, так и в плане сохранения различных языковых доменов.

Название проекта: Сохранение языкового и культурного многообразия и устойчивое развитие Арктики и Субарктики Российской Федерации


Цели и задачи

Задачи проекта:

Целью проекта является создание Лаборатории лингвистической экологии Арктики, направленной на решение следующих задач:

  1. Интеграция ведущих специалистов в области изучения языкового и культурного многообразия, обмен опытом и разработка методологии и методики его изучения;
  2. Изучение лингвистической экологии, социокультурного ландшафта Арктики и Субарктики России (на примере РС(Я) и ЧАО);
  3. Привлечение молодых ученых к научной работе по современным языковым процессам через их участие в исследованиях и подготовке научных публикаций. Создание Лаборатории Арктики заложит основы научной школы лингвистической экологии - комплексного изучения языков, культур и социальной среды их бытования как одного из важных индикаторов устойчивого развития Арктической зоны Российской Федерации и сопредельных (субарктических) территорий, а также как основы благополучия отдельной этнической группы и российского общества в целом. 

Практическое значение исследования

Научные результаты:

За период реализации проекта проведено более 10 экспедиций в районах и городах Якутии, в том числе в арктических, охвачено более 40 населенных пунктов, где опрошено более 1300 респондентов, зафиксированы уникальные диалектные материалы. Записано порядка 750 ГБ аудио- и видеоматериала. Кроме того, онлайн и оффлайн анкетирование прошли более 2200 человек, собраны статистические данные об уровнях владения языком саха у 4367 детей.

В целях эффективного исследования функционирования якутского языка и языков коренных малочисленных народов Севера и Арктики Лабораторией применена, разработанная проф. Л. Гренобль, экспериментальная методика для целевого сбора лингвистического и социолингвистического материала. Основные этапы экспедиционной деятельности Лаборатории составляли три этапа работ:

(а) полуформализованное, глубинное интервью по языковой биографии информанта;

(б) построение синтаксических конструкций путем использования предложенных слов и описания картинок;

(в) построение связной речи путем пересказа просмотренного короткого анимационного фильма. Собранный по данной методике материал анализируется и запускается в научный оборот в виде публикаций и баз данных.

За менее чем три года лаборатория опубликовала 43 статьи в журналах, входящих в международные базы данных Web of Science и Scopus, из которых 10 статей имеют наивысший квартиль Q1, 12 статей - Q2. Зарегистрировано 18 баз данных - результатов интеллектуальной деятельности, выиграно 12 научных грантов, заключено и исполнено 4 хозяйственных договора, разработаны 4 новые образовательные программы, которые внедрены в образовательную деятельность университета.

Для молодых сотрудников лаборатории, студентов и аспирантов организуются научные стажировки в ведущих российских и зарубежных научно-образовательных учреждениях по направлению проекта. Лаборатория провела 3 научные школы по социолингвистике, 2 курса повышения квалификации, более 10 научных конференций, семинаров и круглых столов в республике и за ее пределами. Защищены 2 кандидатские и 1 докторская диссертации.

Внедрение результатов исследования:

Созданные научные коллекции в виде баз данных лексики на якутском языке и его диалектах, на языках КМНС по различным темам (языковое сознание, объекты живой и неживой природы, языковая интерференция, материальная и нематериальная культура) внедрены в образовательный процесс Института языков и культуры народов Северо-Востока РФ и Института зарубежной филологии и регионоведения Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова в качестве основного материала лекционных и практических занятий. Общий объем собранных материалов, заложенных в основу баз данных, составляет ок. 750ГБ в виде аудио- и видеоматериала.

Дана оценка функционированию и современному состоянию якутского языка и языков коренных народов Севера и Арктики, успешно примененные при совершенствовании нормативно-правовых документов (Стратегия развития муниципальных образований, Государственная программа по языковой политике, Концепция развития культуры и духовности и т.д.) в области языкового строительства и духовно-культурного развития отдельных территорий, а именно:

  • масштабное внедрение преподавания родных (этнических) языков с поэтапным переходом на школьное преподавание на родном языке;
  • расширение полномочий органов местного самоуправления по определению коммуникативно и демографически первого языка;
  • рассмотрение вопроса о включении в образовательный стандарт обязательного изучения коренных языков, включая титульные языки республик;
  • сотрудничество с языковыми сообществами и учет их мнения при формировании языковой политики и др.

Организационные и инфраструктурные преобразования:

В СВФУ им. М.К. Аммосова создано новое структурное подразделение – Международная научно-исследовательская лаборатория “Лингвистическая экология Арктики”, полностью оснащенное необходимой инфраструктурой и материально-технической базой.

Образование и переподготовка кадров:

Членами научного коллектива лаборатории по направлению научного исследования подготовлены:

  • монографии (главы в монографиях):
    • «Языковая ситуация в республике Саха (Якутия): якутский язык в условиях языковой неоднородности (этносоциопсихолингвистический аспект)» (автор Иванова Н.И., Изд-во Наука, 2022, Новосибирск, ISBN 978-5-02-041499-0);
    • «Русская лексика в языке тундровых юкагиров» (автор Курилова С.Н., Изд-во Наука, 2022, Новосибирск, ISBN 978-5-02-041495-2);
    • «Ассоциативный словарь якутского языка» (автор Заморщикова Л.С., Издательский дом СВФУ, 2022, Якутск, ISBN 978-5-7513-3449-9);
    • «Ландшафт и культура народов Якутии: сакрализация, символические стратегии, геокультурные образы» (под общей редакцией Романовой Е.Н., Изд-во Наука, 2023, Новосибирск, ISBN 978-5-02-040975-0);
    • «Ассоциативный словарь якутов-билингвов Республики Саха (Якутия)» (соавтор Хохолова И.С., Издательский дом СВФУ, 2023, Якутск, ISBN 978-5-7513-3526-7).
  • учебники (учебные пособия):
    • Методические указания «Эвенская литература» (автор Винокурова А.А., Изд-во Дани-Алмас, 2021, Якутск, ISBN б/н);
    • «Теория и методика приобщения учащихся к литературе народов России на уроках родной литературы школ Республики Саха (Якутия)» (автор Винокурова А.А., Изд-во Дани-Алмас, 2021, Якутск, ISBN 978–5–91441–335–1);
    • «Саха тыла (бүччүм үлэ матырыйаала) / Якутский язык (практика)» (автор Малышева Н.В., Изд-во Якутская республиканская типография им. Ю.А. Гагарина, 2022, Якутск, ISBN б/н;
    • «Саха тыла (уус-уран ааҕыы)/Якутский язык (чтение)» (автор Малышева Н.В., Изд-во Якутская республиканская типография им. Ю.А. Гагарина, 2022, Якутск, ISBN б/н).

Подготовлены и защищены: 1 докторская, 2 кандидатские диссертации, 1 диссертация PhD, 6 выпускных квалификационных работ аспирантуры, 3 – магистратуры, 1 – бакалавриата.

Сотрудники лаборатории прошли стажировки в:

  • Институте «Полярная академия» Российского государственного гидрометеорологического университета (Санкт-Петербург, Россия);
  • Казанском государственном энергетическом университете (Татарстан, Россия);
  • Амурском государственном университете (Благовещенск, Россия);
  • Институте системного программирования им В.П. Иванникова Российской академии наук (Москва, Россия);
  • Институте языкознания Российской академии наук (Москва, Россия);
  • Босфорском (Богазичи) университете, факультет науки и искусств, кафедра лингвистики (Стамбул, Турция).

Организованы и проведены более 10 научных мероприятий:

  1. Летняя научная школа «Методология социолингвистических исследований» (28 июня-8 августа 2021 г., Якутск);
  2. Научно-методический семинар «Современная социолингвистика: концепции, методы, задачи» (24-30 ноября 2021 г., Якутск);
  3. Научно-методический семинар «Современная этнопсихолингвистика: методологий исследований в условиях ассиметричного билингвизма» (30 ноября-3 декабря 2021 г., Якутск);
  4. Летняя научная школа «Юные исследователи Верхоянья», посвященная 150-летию Верхоянской СОШ имени М.Л. Новгородова, II научно-методическая школа-семинар «Современная социолингвистика: концепции, методы, задачи» (18-21 сентября 2022 г., Якутск);
  5. Круглый стол «Языковое и культурное наследие Севера Сибири и Дальнего Востока vs вызовы современного мира» в рамках IX Международного Сибирского исторического форума (16 сентября 2022 г., Якутск);
  6. Научный семинар «Языковое и культурное наследие народов Арктики (13-14 октября 2022 г., Анадырь);
  7. Научно-методический семинар «Полевая лингвистика в условиях Севера: теоретические подходы и методы исследования» (3 марта 2022 г., Якутск);
  8. Международная научно-практическая «IV Роббековские чтения (23-24 марта 2022 г., Якутск);
  9. Международный научный коллоквиум «Национальный праздник Ысыах как уникальное наследие Степной Арктики (24 июня 2022 г., Якутск);
  10. Экспертная площадка «Цифровизация языкового разнообразия и культурного наследия народов России: взаимодействие университетов и институтов Российской академии наук (совместно с Институтом языкознания и Институтом системного программирования им. В.П. Иванникова Российской академии наук) в рамках II Всероссийского Форума «Университеты и развитие геостратегических территорий» (11 июня 2022 г., Якутск);
  11. Экспертная дискуссия “Лингвистическая экология Севера и Арктики” в рамках III Всероссийского Форума «Университеты и развитие геостратегических территорий России» (6 июня 2023 г., Якутск);
  12. Научный семинар “Освоение пространства в культуре тюрко-монгольских народов” (5-8 июня 2023 г., Якутск);
  13. Научный семинар “Арктика - перекресток языков и культур: потенциал, проблемы и пути решения” (7-15 ноября 2023 г., Якутск);
  14. Международная научно-практическая конференция “Лингвистическая экология в условиях современных вызовов” (9-10 ноября 2023 г., Якутск).

Членами научного коллектива лаборатории были разработаны и реализуются 5 образовательных программ:

  1. Совместная образовательная программа с Университетом Пари-Сакле (Париж, Франция) по направлению подготовки 45.06.01 «Языкознание и литературоведение» (аспирантура). Место внедрения – СВФУ им. М.К. Аммосова, Университет Пари-Сакле;
  2. Образовательная программа по направлению подготовки 44.03.05 “Родной (якутский) язык и литература и Тьюторство в сфере образования” (бакалавриат). Место внедрения – СВФУ им. М.К. Аммосова;
  3. Образовательная программа по направлению подготовки 44.04.01 “Корпоративная и межкультурная коммуникация” (магистратура). Место внедрения – СВФУ им. М.К. Аммосова;
  4. Образовательная программа по направлению подготовки 44.03.06 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Иностранный язык (французский) и Иностранный язык (английский) в цифровом образовании» (бакалавриат). Место внедрения – СВФУ им. М.К. Аммосова;
  5. Образовательная программа по направлению подготовки 45.04.01 «Филология. Корпоративная и межкультурная коммуникация» (магистратура). Место внедрения – СВФУ им. М.К. Аммосова.

Организованы курсы повышения квалификации:

  1. «Возможности платформы ЛингвоДок для описания языков народов Севера». (9-15 июня 2022, г. Якутск);
  2. «Семиотика Холода: символический язык Арктики» (28 ноября  – 15 декабря 2022, г. Якутск).

Сотрудничество:

  • Чикагский университет (США)
  • Институт лингвистических исследований РАН (Санкт-Петербург, Россия)
  • Адыгейский государственный университет (Майкоп, Россия)
  • Академия наук Республики Татарстан (Казань, Россия)
  • Европейский университет в Санкт-Петербурге (Россия)
  • Институт системного программирования им. В.П. Иванникова РАН (Москва, Россия)
  • Институт “Полярная академия” Российского государственного гидрометеорологического университета (Санкт-Петербург, Россия) и др.

Скрыть Показать полностью
Ammosov D.A., Stepanov S.P., Tyrylgin A.A., Malysheva N.V., Zamorshchikova L.S.
Partial Learning Using Partially Explicit Discretization for Multicontinuum/Multiscale Problems with Limited Observation: Language Interactions Simulation, 425, 2022. ID 115034: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S037704272200632X. DOI: http://doi.org/10.1016/j.cam.2022.115034
Boltokova D., Kantarovich J., Grenoble L., Pupynina M..
Knowing and remembering: Rethinking lexical recall as a measure of proficiency in endangered language communities. Language Documentation & Conservation, 16, 2022, 145-167. https://scholarspace.manoa.hawaii.edu/server/api/core/bitstreams/ccd8c499-380d-423b-8ad5-a2b288d86b03/content
Биткеева А.Н., Иванова Н.И., Каплунова М.Я.
Якутский язык в современной системе образования Республики Саха (Якутия): акторы, дебаты, новые вызовы // Научный диалог. – 2022. – Т.11. – №9. – С.27-45.
Kantarovich J.
Language variation in a shifting community: Different patterns of noun incorporation in Modern Chukchi. International Journal of Bilingualism, 26(5), 2022, 620–638.
Данилов И.А., Иванова Н.И.
Языковая дистрибуция городской повседневности саха: социолингвистическое измерение (по данным 2021 г.) // Новые исследования Тувы. – 2023. – №4. – С.301-313. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2023.4.21
Аmmosov D.A., Malysheva N.V., Zamorshchikova L.S.
Generalized multiscale finite element method for language competition modeling I: Offline approach // Journal of Computational and Applied Mathematics, Vol.442, 2024, 115731, https://doi.org/10.1016/j.cam.2023.115731
Kurilova S.N., Khokholova I.S., Osipov B.Ya., Kantarovich J.
“Reading” of the landscape: a descriptive overview and characteristics of the local texts of the Russian Far North cultures (based on the Yukaghir, Even, and Yakut languages) // Acta Borealia, 40(2), 140-168. DOI: http:doi.org/10.1080/08003831.2023.2264661
Новости лаборатории
Медиа
Четверг , 26.05.2022
Пятница , 22.04.2022
Вторник , 02.11.2021
Пятница , 22.10.2021
Другие лаборатории и ученые
Лаборатория, принимающая организация
Область наук
Город
Приглашенный ученый
Период реализации проекта
Лаборатория комментирования античных текстов

Институт мировой литературы им. А. М. Горького РАН - (ИМЛИ РАН)

Языки и литература

Москва

Олсон Стюарт Дуглас

США

Никольский Борис Михайлович

Россия

2021-2023

Лаборатория вербальных культур Сибири и Дальнего Востока

Институт филологии СО РАН - (ИФЛ СО РАН)

Языки и литература

Новосибирск

Дампилова Людмила Санжибоевна

Россия

2019-2021

Центр языка и мозга

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» - (ВШЭ)

Языки и литература

Москва

Бастиаансе Ивонне Рулинтье Мария

Нидерланды

2018-2022